ПолитЭкономика.ру Случайное изображение заголовка

Теория поколений

045

Самое интересное для родителей — это разгадать загадку, кем будет твой ребенок и что из него вырастет.
А еще так хотелось бы знать, кто или что более всего повлияло на то, что он вырос именно таким, а не другим. Психологи давно ломали над этим головы, предлагая разные объяснения, опираясь в основном на работы Фрейда, на личность и на «химию». Но тут в конце 1980-х годов американцы — экономист, демограф Нейл Хоув и драматург, историк Вильям Штраус, в то время еще даже не знакомые друг с другом, оба взялись за проблему конфликта поколений. Независимо друг от друга одновременно они пришли к одинаковым выводам. И каждый очень удивился, что модели поведения людей, принадлежащих к одному поколению, сильно отличаются от модели поведения представителей другого поколения в том же возрасте. Ученые отметили, что сегодняшние 20-летние в одних и тех же ситуациях ведут себя примерно одинаково, но совершенно не так, как вели себя в том же возрасте их отцы, деды и прадеды. А вот на прапрадедов 20-летние бывают очень похожи.

К 1991 г. Хоув и Штраус уже нашли друг друга и написали свою первую книгу Generations («Поколения»), которая рассматривает историю США как последовательность поколенческих биографий. Они проследили за изменениями, происходившими в поведении американского социума со времен Колумба до наших дней. При анализе выяснилось нечто парадоксальное: между поколениями явно прослеживались четыре основных типа, четко сменявших друг друга. Условно Хоув и Штраус разделили эти типы на «пророков/идеалистов», «странников/активистов», «героев/примиренцев» и «художников/приспособленцев». Их идеи встретились как с признанием, так и с жесткой критикой специалистов. Затем они написали книгу The Fourth Turning («Четвертое превращение»), где уже попытались дать подробный анализ теории поколений и проработанную ими терминологию.
В результате и родилась теория, известная сейчас как теория поколений. После долгих размышлений Хоув и Штраус пришли к мысли о том, что поведение человека зависит от того, в каких условиях он жил и воспитывался до 12-14 лет. Они уверяли, что именно до этого возраста у человека формируется собственная система ценностей, которую он потом проносит через всю жизнь. Так получается, что в нашем мире одновременно сосуществуют представители шести поколений. И представители первого и шестого поколения более всего похожи друг на друга.

053

Главные постулаты теории
Исследователей интересовало, почему, например, отцы и дети по-разному смотрят на мир. И какой именно опыт повлиял на их мировоззрение. Ученых также волновал вопрос, существовали ли ранее поколения, которые вели себя подобным образом. Исследование показало, что на самом деле существуют исторические аналогии между прошлыми и настоящим поколениями. В итоге оба автора обнаружили повторяющуюся модель поведения четырех типов поколений в англо-американской истории, каждому из которых присущ особый собирательный образ и соответствующий цикл четырех разных типов эпохи, каждый со свойственным ему настроением.
Штраус и Хоув определяют поколение как совокупность всех людей, рожденных в промежуток времени, составляющий примерно 20 лет, или одну фазу жизни: детство, молодость, средний возраст и старость. Поколение можно идентифицировать, если оно соответствует трем критериям.
Во-первых, представители одного поколения разделяют одну историческую эпоху: они сталкиваются с одинаковыми ключевыми историческими событиями и социальными веяниями, находясь на тех же жизненных фазах.
Во-вторых, они разделяют определенные общие убеждения и модели поведения.
В-третьих, зная об опыте и особенностях, которые они разделяют со своими ровесниками, представители одного поколения также будут разделять и чувство принадлежности к данному поколению. Работая над «Поколениями», Штраус и Хоув обнаружили некую модель в развитии поколений, на которую влияли исторические события, относящиеся непосредственно к поколениям. Авторы назвали эту модель превращениями (или периодами).
Они считают, что первое превращение — это Подъем. Это посткризисный период, когда институты сильны, а индивидуализм слаб. Общество уверено в том, чего оно хочет добиться сообща.
Второе превращение — Пробуждение. Это период, когда институты подвергаются нападкам во имя личной и духовной автономии. Как только общество достигает пика своего развития, людей внезапно начинает утомлять дисциплина, и они хотят вернуть себе индивидуальность. Молодые активисты смотрят на период Подъема как на эпоху культурной и духовной бедности. В США, по мнению Штрауса и Хоува, недавним Пробуждением стала «революция сознания», которая охватывает период с середины 1960-х (университетские и городские протесты) до переизбрания Рональда Рейгана.

047

Третье превращение — Спад. Настроение этого периода во многом противоположно Подъему: институты слабы и лишены доверия, индивидуализм процветает. Общество разобщено и хочет наслаждаться жизнью. Авторы отмечают, что последний Спад соответствовал периоду экономического бума в США и длился с середины 1980-х до конца 2000-х.
Четвертое превращение — Кризис. Это период, когда институциональные структуры разрушены, но создаются вновь для выживания нации. Гражданские власти приходят в себя, культура меняет направление и служит нуждам общества, а люди постепенно начинают осознавать себя в качестве членов некой более большой группы. Особенно это касается таких черт, как увеличение вовлеченности в гражданскую активность, улучшение поведения и коллективная уверенность.
Каждый период длится 20-22 года. 4 периода составляют полный цикл, продолжающийся приблизительно 80-90 лет, который авторы называют saeculum, что в переводе с латыни значит «длинная жизнь человека» или «естественный век».

4 архетипа
Хаус и Хоув выделяют 4 вида поколенческих архетипов, которые повторяются последовательно в ритме циклов. Это Пророк, Странник, Герой и Художник.
Поколение каждого из архетипов разделяет не только место в истории, но и базовые отношения к семье, риску, культуре, ценностям и гражданской активности. Поколения, имеющие одинаковый исторический опыт в начале жизни, формируют коллективный портрет и живут согласно похожим жизненным сценариям. На сегодняшний момент Штраус и Хоув обнаружили 25 поколений в англо-американской истории, и за 500 лет каждому из них соответствует определенный архетип. Авторы описывают архетипы следующим образом.
Поколением надо считать совокупность людей, которые рождаются каждые 20 лет. На сегодняшний день это бэби-бумеры → поколение X → поколение Y → поколение Z. Причем каждое поколение переживает 4 превращения: Подъем → Пробуждение → Спад → Кризис. Ученые предлагают смотреть на поколение с точки зрения доминантности или рецессивности в зависимости от того превращения, которое оно пережило в молодости.

054

По схеме Штрауса и Хоува, когда молодое поколение достигает совершеннолетия и определяет свой коллективный портрет, взрослое поколение, противоположное первому, достигает своего пика. Причем доминантное поколение имеет независимое поведение и играет главную роль в формировании эпохи. А у рецессивного поколения — зависимая роль в формировании эпохи. Прослеживаются два доминантных поколения: Пророк — эпоха Пробуждения; Герой — эпоха Кризиса. И два рецессивных поколения: Странник — эпоха Спада, Художник — эпоха Подъема.
В США в XX и XXI веке ученые представили это примерно так.
Величайшее поколение — Герой — 1901-1924 гг. — время Спада. Это Первая мировая война. «Сухой закон» в США.
Затем идет Молчаливое поколение — Художник — 1925-1942 гг. — Кризис: Время Великой депрессии. Вторая мировая война.
За ними идут бэби-бумеры — Пророк — 1943-1960 гг. — Подъем: Pax Americana — американский мир. Бэби-бум — послевоенный демографический взрыв.
Поколение X — Странник — 1961-1981 гг. — Пробуждение: Революция сознания. В США поколением X обычно называют людей, родившихся в период спада рождаемости, который наступил после демографического взрыва.
Поколение Y / Поколение Миллениума — Герой — 1982-2004 гг. — Спад: Культурные войны, Постмодернизм.
Поколение Z / Поколение Родины — Художник — 2005-й — до настоящего времени — Кризис: Мировой экономический кризис (с 2008 г.). Изменение климата. Война против терроризма.
Так это выглядит в США.

Российский вариант
Несмотря на то что изначально теория поколений Штрауса и Хоува была направлена на изучение англо-американской истории, она получила широкое распространение во многих странах мира. Первыми теорию поколений после США проверили на себе в ЮАР, потом в «азиатских тиграх», затем в странах Европы.
В России этим занялась Евгения Шамис, которая стала координатором проекта «Теория поколений в России — Rugenerations». Она уверяет, что ценности поколений во всех странах схожи: «Дело в том, что есть ключевые события и явления в мире (появление Интернета, распространение мобильной связи), общие для разных стран. Смена поколений проходит практически в одном режиме по всему миру». Сейчас в России живут представители следующих поколений, в скобках указаны годы рождений. По классификации Шамис у нас самое старшее поколение можно представить, как:

046

Величайшее поколение (1900-1923 гг.)
К первому поколению героев относятся те, кто родился в 1901-1923 гг. и получил условное название «поколение Gl» или «поколение победителей». Их ценности формировались в бурные годы социальных потрясений до начала 1930-х. На них наложили свои отпечатки целых 3 революции (1905-го, Февральская и Октябрьская 1917-го), Гражданская война, 2 пандемии (холера и «испанка»), НЭП, первые пятилетки, стахановское движение, коллективизация, электрификация. Они хлебнули всего. Но самое удивительное, что те, кому сейчас больше 85, несмотря ни на что — оптимисты, верят в светлое будущее и в социалистическую идеологию, отличаются завидным трудолюбием, оптимизмом и высокой ответственностью. Для «победителей» жизнь — это непрерывная борьба, вне которой они себя ощущают дискомфортно и неуверенно. Зато воевать умеют хорошо. При этом они — неисправимые оптимисты, свято верящие в идеалы светлого будущего, в то, что «через четыре года здесь будет город-сад». Для них не важны деньги, главное — идеалы, ради которых они пойдут на подвиги. Им присущи трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, доминантность и категоричность суждений.

Молчаливое поколение (1923-1943 гг.)
Следующее поколение, родившееся в период с 1923-го по 1943 г., получило название «Молчаливое поколение». Их ценности формировались до 1953 г. «Молчаливые» — это антиподы своим отцам — «победителям». Выросшие в условиях жесточайших сталинских репрессий, коллективизации, индустриализации, Второй мировой войны, послевоенной разрухи, голода, они молчаливы, исполнительны и чрезвычайно терпеливы. Они знают: чтобы выжить в такие времена, надо молчать и подчиняться. Они уважают закон, должность и статус человека. Начальник у них всегда прав. Полное и беспрекословное подчинение начальнику для «молчаливого» — не признак трусости или лицемерия, это его незыблемая жизненная установка. Для него всякая власть — от Бога. Семья для «молчаливого» — понятие святое. Только в семье он полноценный и свободный человек. В семье он может говорить на любые темы, обсуждать проблемы, о которых будет молчать в любых других местах. Он запаслив, так как хорошо помнит, как голодал. Отдых у них часто связан с пополнением запасов — соленья, варенья и консервы.
«Молчаливые» по своей натуре — созерцатели. Их взгляд больше устремлен во внутренний мир, мир собственных представлений. Не случайно подавляющее большинство деятелей культуры и науки, которыми гордится наша страна, принадлежат к этому поколению. Родион Щедрин (1932), Майя Плисецкая (1925), Евгений Евтушенко (1933), Роберт Рождественский (1932), Валентин Распутин (1937), братья Аркадий и Борис Стругацкие (1925 и 1933) — все они родились именно в этот, «молчаливый» период.

048

Поколение бэби-бумеров (1943-1963 гг.)
Их ценности формировались до 1973 г. «Бумеров» назвали так в честь всплеска рождаемости. В основе их характера лежит психология победителей. Они росли в настоящей супердержаве, которую боялся и уважал весь мир, которая победила в страшной войне и покорила космос. Их «победное» настроение сильно отличается от настроения поколения Gl и в корне — от настроения «молчаливых». Их время — это покорение космоса, СССР — мировая супердержава, «холодная война», первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. Им присущи оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух.
Они нацелены на постоянное преодоление трудностей и обязательное достижение результата. «Бумер» — трудоголик, лучший подарок для работодателя. Для достижения поставленной перед ним цели он не остановится ни перед чем. Главное для него — победа. При этом «бумер» предпочитает работать в команде, так как именно коллектив выполняет у него роль той самой супердержавы, в которой он жил в детстве и без которой ничего собой не представлял. Лучший спорт: футбол, хоккей, баскетбол. Лучший отдых: туризм или дача, где вместо картошки они уже сажают цветы. В крайнем случае — помидоры.
По их мнению, отличительными качествами хорошего человека являются активность и любознательность. Отсюда почти священный культ молодости: «бумеры» заботятся о здоровье, посещают фитнес-клубы, бегают по утрам, ходят в баню, стараются не болеть. Все для того, чтобы подольше оставаться активным и любознательным человеком. Ибо потеря активности для них равносильна разрушению фундамента и фактически смерти. Стремление к лидерству в их душе прекрасно уживается со страстью к коллективизму. Как результат, «бумер» с удовольствием будет создавать всяческие народные движения или принимать самое активное участие в движениях, уже созданных.
Из «бумеров» получаются великолепные политики, партийные и общественные деятели. Самые известные «бумеры» из российских политиков: Геннадий Зюганов (1944 г.р.), Владимир Жириновский (1946), Григорий Явлинский (1952) и Владимир Путин (1952).

Поколение Х, или Неизвестное поколение (1963-1984 гг.)
Их ценности формировались до 1993 г. Поколение Х воспитывалось в годы продолжения «холодной войны» и резкого увеличения потока информации и событийности (смена большого количества руководителей на национальном уровне, смена «коммунизма» на «перестройку», потом — на «демократию»). В годы их детства впервые широко заговорили о СПИДе и наркотиках. А еще в это время начался бум разводов. Поколение Х — это «дети с ключом на шее». Их родители (наши родители) вкалывали от звонка до звонка, а дети рано приучались к самостоятельности: сами делали уроки, сами разогревали обед, оставленный старшими на плите. Отсюда и особенности менталитета: готовность к переменам, расчет только на собственные силы и собственный опыт. Х — индивидуалисты. Главная ценность — возможность выбора. «Иксу» не обязательно все время менять работу, но нужно постоянно реализовываться. Патриотизм у представителей данного поколения выражен гораздо слабее, чем у предшественников. Для «икса» родина — это в первую очередь малая родина, или очень малая: семья, близкий круг друзей, тот, который он считает своим. Они прагматичны, очень дорожат временем. Готовы учиться в течение всей жизни.

049

Фоном для них были «холодная война» и война в Афганистане, застой, наркотики, СПИД, тотальный дефицит, начало перестройки. Прокатившийся в их время по стране бум разводов сделал Х более гибкими в отношениях с людьми. К чужой помощи X прибегает крайне редко и неохотно. X — противник всяческой толпы, тусовок. Даже выбирая себе для занятий вид спорта, он останавливает выбор обычно на индивидуальных — на борьбе и боксе для мальчиков либо на гимнастике и фигурном катании для девочек.
Лучшая работа для него та, которая позволяет проявить заложенные в нем творческие способности, широту и нестандартность мышления. А лучший отдых — пансионат, санаторий, пляж.
При этом Х довольно циничны и прагматичны. Еще одна ценность для Х — время. Поэтому они «уважают» полуфабрикаты, а заболев, идут не в поликлинику, где надо стоять в очереди, а в платную больницу. Хотя и в нее они идут только в крайнем случае, не доверяя врачам и предпочитая лечиться самостоятельно.
На их долю приходится нулевой прирост населения. Не последнюю роль сыграла доступность пероральных противозачаточных средств. У них постоянные разногласия: как учить детей и какой должна быть образовательная система. Они занимаются проблемами окружающей среды и экологии. При них началось сокращение финансирования системы образования и труднодоступность студенческих ссуд, был создан Интернет и завершилась «холодная война».
Все это приводит к тому, что из Х получаются прекрасные бизнесмены: Роман Абрамович (1966 г.р.), Михаил Ходорковский (1963), Олег Дерипаска (1968), Алексей Мордашов (1965), Михаил Прохоров (1965), Михаил Фридман (1964).

Поколение Y, или поколение Миллениум, Next (1984-2000 гг.)
В России к нему относят поколение рождавшихся в новых социально-политических условиях, с началом горбачевской «перестройки», распада СССР и времени до 2000 г. Впрочем, у социологов нет четкой даты начала отсчета для этого поколения.
Поколение Y, поколение «некст», «сетевое» поколение, «миллениты» — поколение родившихся после 1981 г., встретивших новое тысячелетие в молодом возрасте, характеризуется прежде всего глубокой вовлеченностью в цифровые технологии.
Их ценности формировались до 2014 г. Социологи прозвали «игреков» «поколением большого пальца» в связи с тем, что сотовый телефон для них существовал практически всегда, и эти ребята умеют очень быстро писать SMS. На время их детства и взросления пришлись распад СССР, теракты, военные конфликты, бурное развитие коммуникаций, цифровых технологий, Интернета, мобильных телефонов.
Скорости развития стали очень высокими. Наступила эпоха брендов. «Игреки» наивны и склонны работать в команде. Ориентированы вовне, в общество, экстраверты. Великолепно ориентируются в компьютерных сетях, как следствие — им легче общаться с единомышленником на другом краю планеты, чем с соседом. При них наступила эра публичности — все вышло в телевидение и Интернет. Еще один важный аспект — глобализация, стирание границ и нивелирование национальных различий и традиций. Почти все представители поколения Y не приучены к самостоятельности, которая была присуща их родителям — «иксам» и дедушкам — «бумерам». Родители баловали их и всячески оберегали, отучали от той самой самостоятельности, которой сами располагали практически неограниченно. Они выросли уверенными в собственной ценности. В связи с тем что внешняя среда вокруг них менялась очень быстро в период их взросления, им стали присущи такие черты, как желание получать немедленное вознаграждение за проделанную работу, абсолютное неверие в отдаленную перспективу.

050

Они более лояльны к радикальным политическим течениям. Среди поколения «игрек» широко распространены неонацистские, коммунистические и монархические идеи. Демократы также присутствуют, однако их процент сравнительно мал.
«Игрек» также соотносится с так называемым «поколением бумеранга», в связи с тем что его представители склонны оттягивать переход во взрослую жизнь на более долгий срок, чем их сверстники в предыдущих поколениях, а также дольше оставаться жить в родительском доме. Социологи назвали это явление «синдромом переполненного гнезда». Первопричина этой тенденции может быть отнесена к экономическим условиям: международный финансовый кризис, повсеместное повышение стоимости жилья, безработица. В исследовании доктора Ларри Нельсона отмечено, что поколение «игрек» не торопится принимать на себя обязательства взрослой жизни из-за негативного примера предыдущего поколения.
Предыдущие поколения обзаводились семьями, начинали карьеру очень рано. И сегодня молодые люди видят: при таком подходе к жизни их родители развелись и имеют нелюбимую работу. Большинство представителей поколения «игрек» хотят семью, но они хотят сделать правильный выбор с семьей и работой с первого раза. Некоторые российские комментаторы утверждают, что у «игреков» нет своих героев. Это первое поколение, у которого нет героев, но есть кумиры.
На «игреков» повлияло развитие технологий сетевой коммуникации, таких как электронная почта, служба коротких сообщений, средства мгновенных сообщений и других, новых медиаресурсов наподобие видеохостинга YouTube и социальных сетей (Livejournal, MySpace, Facebook, Twitter и т.д.). Одна из важнейших отличительных особенностей психологии коммуникаций Y — это многозадачность в использовании средств коммуникации: они могут одновременно чатиться с несколькими людьми, читать сайт на другую тему, следить за обновлениями в Твиттере и блогах. Среди них в десятки раз снижено потребление телевидения и радио. Крайне важным для этого поколения является самовыражение. Так, например, в Китае с населением свыше миллиарда человек стремление выделиться из толпы, быть индивидуальным, стало краеугольным камнем культуры китайской молодежи. В разных странах по всему миру только благодаря доступу в Интернет люди самоутверждаются в сетевых ролевых играх жанра MMORPG и виртуальных мирах типа World of Warcraft и Second Life. Наиболее экспрессивные представители поколения «игрек» заслужили признание, организуя онлайн-сообщества, запуская интернет-мемы или собирая флешмобы. Другие, более стеснительные в социальном плане люди, нашли себя в анонимном онлайн-общении, позволяющем быть более раскрепощенным. Поколение Y сейчас только вступает в фазу активной жизни. Как и положено, они очень похожи на поколение Gl. И все это — на фоне самого бурного развития новых био-, информационных, коммуникационных и цифровых технологий.

052

Если для прежних поколений десятилетиями ничего не менялось в жизни, то у Y, кроме стремительных перемен, ничего больше не было. Они не знают другой жизни. Еще один важный аспект для «игреков» — это мода, бренды. Даже спортом они занимаются не для того, чтобы победить, быть здоровым или лучше себя чувствовать, а потому, что это модно и приносит удовольствие. Их девиз: «Жить в удовольствие, все успеть!».
Опрос среди работодателей подтвердил, что у молодежи слишком завышенные ожидания от своего трудоустройства, они предпочитают подстраивать условия работы под свою жизнь, а не наоборот. Однако они трудоспособны, хотят отдачи от своей работы и большего участия в принятии решений, предпочитают гибкое рабочее время. Уже сейчас и в будущем, согласно прогнозам экспертов, представители поколения «игрек» будут часто менять места работы. В кадровых подразделениях некоторых крупных организаций имеют в виду этот психологический конфликт и стараются снять его, помогая руководителям более старших поколений понять молодых и создать для последних более комфортные условия.

Поколение Z (2000-й — настоящее время)
Евгения Шамис говорит, что про это поколение пока известно немного, так как ценности даже самых старших представителей поколения Z еще в процессе формирования. Они живут во времена экономического кризиса, вертикаль власти крепнет, государственный аппарат получает все большую силу и мощь. Мелкие компании поглощаются крупными сетями, слабое — погибает, сильное — крепчает. А общество ждет новых крупных терактов. Фактически террористической войны. И новых страшных эпидемий вроде птичьего гриппа или атипичной пневмонии. В общем, угроз много…
Становление поколения Z происходит в стране в условиях, сходных с временами, когда формировалось «молчаливое поколение». А значит, можно смело предположить, что и по характеру, и по особенностям поведения Z будут повторять своих прапрадедов.
По прогнозам теоретиков поколений, Z вырастут идеалистами. Так же как старые «молчаливые» уходили из опасного и жестокого сталинского предвоенного мира в идеальный мир книг, новые «молчаливые» будут уходить в мир виртуальной реальности. В условиях постоянного ожидания террористических актов, в условиях роста информации о криминале, маньяках и несчастных случаях родители начинают гиперопекать своих детей. Те лишаются всяческой самостоятельности, им внушается священный страх перед чужими, перед неизвестным и незнакомым. Они становятся полноценными свободными личностями лишь в виртуале, доступ в который для них так прост и естественен. Это поколение творцов, художников и музыкантов. Они будут прекрасно ориентироваться в моделированных ситуациях, не понимая методов командного взаимодействия, поскольку им сложно понять распределение ролей в данной команде. Их мир — это мир, созданный ими лично для себя в компьютерной сети. Даже поход в магазин для них станет всего лишь тяжкой обязанностью.
Это дети мультимедийных технологий, цифровой среды, поэтому почти всю информацию они получают из Сети, умеют с ней отлично работать, предпочитают общение в виртуальном пространстве вместо личного общения. Дети и подростки лучше разбираются в технике, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Как правило, и родители школьников, и сами школьники создают для совместного общения группы, чаты и беседы ВКонтакте, WhatsApp и других.

051

Z нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях. Они ориентированы на потребление и индивидуалистичны. Ценят честность и откровенность. Быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете. Для них характерен загадочный и ошеломляющий феномен детской многозадачности. Ребенок, сидя за компьютером, одновременно общается в чате, занимается поиском в сети, скачивает музыку, периодически разговаривает по скайпу, слушает музыку из плейера, пытается делать домашнее задание и при этом пьет сок и жует бутерброд. И пусть это не раздражает — такова их жизнь. Этот другой образ жизни предполагает другой темп: надо успеть многое увидеть, сделать, на многое среагировать.
Они иначе учатся: мотивированно занимаются только тем, что им интересно, и игнорируют при этом все то, в чем не заинтересованы.
У детей поколения Z по-другому функционирует память: в первую очередь запоминается не содержание какого-нибудь источника информации в Сети, а место, где эта информация находится, а еще точнее — путь и способ, как до нее добраться. Память становится не только неглубокой, но и короткой.
Средняя продолжительность концентрации внимания по сравнению с тем, что было 10-15 лет назад, уменьшилась в десятки раз. Если прежде на уроке ученик мог удерживать внимание в течение 40 минут, и это считалось нормой, то сейчас в классе на такую сосредоточенность способны буквально единицы. 10-15 минут максимально способен удержать внимание типичный «зет».
У них формируется клиповое мышление, предполагающее переработку информации короткими порциями. Эти люди не будут читать «Войну и мир», они будут читать комиксы и короткие тексты в Интернете, которые помещаются на один экран. И переваривать информацию они будут точно таким же образом: быстрее нас, но короткими порциями.
Они гиперактивны, очень непоседливы и потому расторможены. Поэтому у них часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одаренными в каких-то отдельных сферах деятельности. И хотя со временем эти черты детского поведения частично сглаживаются, но все-таки в будущем нас ждет общество бывших гиперактивных детей — гиперактивный социум, в котором люди будут отличаться большей потребностью в новизне, поиске ощущений, меньшей терпеливостью и терпимостью, склонностью к повышенной конфликтности.

055

Они погружены в себя. Их условный аутизм — это способ взаимодействия с миром, выступающий как защита от проблем современного образа жизни.
Представители поколения Z активно используют планшеты, iPad, VR- и 3D-реальность. Поколение Z интересуется наукой и технологиями. Например, предполагается, что многие представители поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой. Также предполагается, что поколение будет экономным и будет вести здоровый образ жизни. Это первое по-настоящему цифровое поколение. Теперь Интернет не ограничивается домашним компьютером и может быть доступен в любой момент благодаря смартфонам или карманным устройствам вроде PSP. Поколение Z только начало формировать свою систему ценностей. Пока сказать о нем что-либо точно — сложно. Но предположить, каким оно будет, уже можно.

Кем будут «зеты»
Принципиальное свойство нового поколения заключается в том, что у него в крови высокие технологии. С ними оно обращается на совсем ином уровне, чем даже представители Y, чье поколение родилось в эпоху постмодернизма и глобализации.
«Строительным материалом» для их характеров являются отрицание иерархии, наглость, нарциссизм и эгоизм. Можно делать в настоящее время только робкие предположения о том, что, переболев разными болезнями, это обвиняемое в нарциссизме и эгоизме поколение все же сделает шаги к сбалансированному стилю жизни будущего. Для него будет характерна работа для общественной пользы и созидательного удовольствия, создание семьи из личных чувств, а не потому, что быть одному считается неприличным в обществе, решение завести ребенка не для того, чтобы в старости избежать одиночества, а чтобы передать ему жизненные ценности.
Для поколения Z возможны и негативные сценарии. Но опять же — все сможет прояснить лишь время. Ведь самым старшим представителям этого поколения едва исполнилось 18 лет. Однако они уже пользуются дурной славой. Маркетинговые компании и СМИ объявили, что это поколение — «экранозависимо», а концентрация внимания у них очень плохая. Между тем на их плечи уже взваливают спасение мира и необходимость исправления ошибок прошлого.
Специалисты отмечают, что теория поколений зачастую не обладает достаточной научной точностью, и исследования в этой области еще не до конца прояснены. Но уже сейчас группа Z составляет около четверти населения, а к 2020 г. около 40% потребителей будет приходиться именно на нее. Поэтому для работодателей крайне важно понять это поколение.

Восьмисекундные фильтры
Если верить недавним исследованиям, то можно отметить, что у поколения Z продолжительность внимания сократилась до 8 секунд. Однако правильнее было бы говорить скорее о «восьмисекундных фильтрах». Представители этого поколения выросли в мире, в котором возможности просто безграничны, а вот времени на все не хватает. Именно поэтому они адаптировались к необходимости очень быстро оценивать и просеивать огромные объемы информации. В мобильных приложениях и сети Интернет они полагаются на секции и вкладки, где собран наиболее свежий и популярный контент.
Представители этого поколения следуют за кураторами. Они доверяют им, пытаясь понять, где находится наиболее адекватная информация и лучшие развлечения. Все эти инструменты необходимы поколению Z для того, чтобы уменьшить потенциальный выбор из множества вариантов. Однако если эта группа посчитала что-либо достойным своего внимания, ее представители могут стать преданными делу и очень сосредоточенными. Интернет в их эпоху позволил любую тему изучать глубоко и узнавать очень многое от своих единомышленников. Радар этого поколения настроен на поиск того, что стоит их внимания.
Поколение Z медиа часто рисуют как группу жителей Сети, социально неумелых. Люди более старшего возраста не могут понять, для чего молодежь столько времени проводит в онлайне. Однако в действительности это поколение испытывает огромное давление: им необходимо уметь управлять одновременно и профессиональными, и личными брендами, для того чтобы суметь вписаться в реальность и выделиться при этом.
Поколение Z на личном уровне стремится быть немедленно принятым и одобренным посредством социальных медиа. Именно здесь проходят важные беседы, находятся их сверстники. С помощью социальных медиа они управляют несколькими личностями для того, чтобы суметь удовлетворить каждую из аудиторий, а также уменьшить риск конфликта. Поколение Z находится между двумя силами: социальные медиа ему необходимы для того, чтобы строить личные бренды, однако оно не хочет, чтобы соцсети определяли то, кем его представители являются на самом деле, и не хотят быть дифференцированными в смысле профессии.
Поколение Z медиа окрестили также «предпринимательским поколением». При этом подчеркивается желание их представителей строить свои стартапы, а не быть погруженными в корпоративную рутину. Хотя это поколение ценит работу на себя, многие люди из группы Z стремятся избегать риска. Они прагматичны и практичны. Предпринимательский дух, якобы присущий им, — это скорее своеобразный механизм выживания, нежели идеалистическая погоня за богатством или статусом.
Z желают избежать ошибок, совершенных их предшественниками из группы Y. Для того чтобы избавиться от присущей им тревоги, они хотят найти работу в растущих областях, не очень активно автоматизируемых: медицине, образовании, продажах и т.д. При этом они разрабатывают запасные варианты для того, чтобы применить их, в случае если рынок труда быстро изменится.

Как понять «зетов»
Специалисты-психологи советуют, как найти с «зетами» общий язык.
«Зеты» — индивидуалисты, не могут работать в команде. Если вы хотите, чтобы представители поколения Z работали вместе, поставьте задачу, интересную всем. Чтобы избежать путаницы, распределите ответственность, иначе все могут взяться за одно задание, а поняв это, совсем перестанут работать. «Зетов» привлекают сложные задачи, выполнение которых даст им новые навыки и умения.
К Z необходим индивидуальный подход. Бесполезно мотивировать «зета», ставя ему в пример других. Чужие достижения и успехи не стимулируют «зетов». Они не придают значения внешним фактам, опираясь на такую формулу: «Я — это я, у меня своя концепция жизни и свои ценности. Что у других, мне все равно. Сравнения неуместны». Упирая на уникальность, тем самым подчеркивая их отличия от других, вы сможете давать индивидуальные задания, которые «зеты» непременно выполнят.
Представителям поколения Z необходимы разъяснения и инструкции в работе. Эффективно работать «зеты» смогут только тогда, когда достигнут предельной ясности в последовательности действий. Требования и подсказки лучше составить в виде инструкции, поскольку поколение Z не привыкло долго слушать. «Зеты» охотнее выполнят работу, в которой непременно задействованы современные технологии и необходимо обрабатывать большое количество информации.

056

Критиковать молодежь нет смысла, необходим конструктивный разбор удач и промахов. Поколение Z не обижается на критику. Вряд ли они даже каким-либо образом прореагируют на упреки в безответственности, халатности, нарушении моральных норм. Скорее расценят напористую критику как знак того, что их не понимают. С их точки зрения все их поступки логичны, последовательны и понятны.
Общаться с «зетами» лучше всего предметно, по делу. За инфантилизмом скрывается четкая расстановка приоритетов. Все, что не совпадает с ценностями, внутренним миром и личными интересами «зетов», не вызывает в них никаких треволнений и желания проявить участие. Они глухи ко всему, что, на их взгляд, не полезно и не нужно, не имеет прикладного характера. Будучи погруженными в бесконечный поток информации, люди поколения Z научились жестко отметать то, что не нужно для жизни. Иначе можно утонуть. Они сами смогут выявить и исправить недоработки.
В качестве руководителя «зетам» больше подойдет профессионал, который будет общаться с ними на равных. Лидер для поколения Z — это не тот, кто напорист, нахрапист и умеет давить на других для достижения своей цели. Это прежде всего великолепный профессионал, способный завоевать авторитет среди подчиненных благодаря своим знаниям и опыту. Девиз «зета»: «Слушай меня, понимай меня, говори со мной, цени меня». Агрессивный стиль управления может испугать их, они замкнутся еще больше.
Задачи им лучше ставить так, чтобы они звучали как предложение, которое нужно обсудить. «Зеты» не привыкли полагаться на чужие выводы. Поэтому им необходимо время на обдумывание и принятие решения. Возможно, им нужно будет попробовать себя в нескольких сферах, чтобы определиться, какая из них больше увлекает. Поколение Z не доверяет чужому опыту. Позвольте им самим понять, как и что лучше делать.
«Зеты» обладают клиповым мышлением и живут в многозадачности. Им можно и нужно ставить одновременно несколько разных задач на короткий срок. Их гиперактивность и способность постоянно переключать внимание поможет справиться с работой. Задачи для «зетов» должны быть простыми и лаконичными. Лучше, если их будет три-пять, причем разноплановых.
«Зеты» — это поколение «лайков». Находите поводы их регулярно хвалить. Представители этого поколения с детства привыкли к поощрениям. Им это необходимо.
Сегодня в разных классах современной школы учится это сложное поколение Z. А учителя разные, но в основном это представители поколений X и Y. И этим трем столь разным поколениям надо решать общие задачи. Родители знают, что взаимодействие проходит трудно. Но родителям и учителям пора понять, что старыми мерками «зетов» не измерить. И наверное, права почетный ректор Санкт-Петербургского университета Людмила Вербицкая, предложившая не изучать глубоко в школе «Войну и мир». Они неспешного моралиста Толстого просто не смогут переварить.

Текст: Елизавета Домнышева

Комментировать материал “Теория поколений”

Оставить комментарий